Министерства
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Министерство здравоохранения Пермского края Министерство информационного развития и связи Пермского края Министерство культуры Пермского края Министерство образования и науки Пермского края Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Министерство социального развития Пермского края Министерство строительства Пермского края Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края Министерство территориального развития Пермского края Министерство территориальной безопасности Пермского края Министерство транспорта Пермского края Министерство физической культуры и спорта Пермского края Министерство финансов Пермского края Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края
Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2. Общее образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3. Дополнительное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
4. Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
5. Высшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
6. Информация о реализации мероприятий в части образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети «Интернет»: http://autism-frc.ru.


Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в Пермском крае на 1 сентября 2020 г.

В Пермском крае создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в Пермском крае создаются межведомственные службы ранней помощи.

По данным мониторинга в 2020 году в Российской Федерации в системе образования функционирует 47 подобных служб, в 2019 году количество служб составило 41. Это свидетельствует об увеличении комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье по минимизации отклонений в состоянии здоровья детей самого раннего возраста.

По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 г. из 163969 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Пермском крае, 8990 детей (5,48 %) являются детьми с ОВЗ (из них 503 детей инвалидов - 0,3 %) и 810 детьми-инвалидами (0,49 %).

В 2020 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, уменьшилось на 1,54 % (в 2019 году – 9131 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов уменьшилось на 30,89 % (в 2019 году – 1172 детей-инвалидов).

В 2020 году количество групп комбинированной направленности составило 871, а компенсирующей направленности – 266, их количество с 2019 года уменьшилось на 25,24 % и 7,32 % (в 2019 году – 1165 групп комбинированной и 287 групп компенсирующей направленности). Это свидетельствует о результативности ранней профилактической помощи.

Все дети с ОВЗ и инвалидностью, заявившиеся на получение услуги дошкольного образования, обеспечены местами в детских садах. Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью составляет 100%.

На начало 2020/21 учебного года детей с ОВЗ в возрасте 7-18 лет – 34 103, что на 29% больше, чем в начале 2019/20 учебного года. Из общей численности обучающихся с ОВЗ, 21% детей имеют статус «ребенка-инвалида».

На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 27 784 обучающихся с ОВЗ, еще 9 319 обучающихся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 47% и 1% соответственно).

Инклюзивно в 2020/21 учебном году обучаются 10987 обучающихся с ОВЗ (из них 586 имеют также статус ребенка-инвалида) и 1585 детей-инвалидов, что на 30% обучающихся с ОВЗ и 30% детей-инвалидов соответственно больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.

Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020 году составило 594 (в них 13797 обучающихся с ОВЗ (из них 689 обучающихся детей-инвалидов). По сравнению с 2019/20 учебным годом количество классов уменьшилось на 9%, а численность обучающихся с ОВЗ в них увеличилась на 9%, нормативное наполнение классов соответствует постановлению от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Кроме того, в 2020/21 учебном году в системе общего образования функционирует 1505 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 8309 обучающихся с ОВЗ (из них 2891 имеют также статус ребенка-инвалида) и 48 детей-инвалидов. Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 31%, численность обучающихся в них увеличилась 29%.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

По итогам 2019/20 учебного года ГИА-11 по русскому языку сдавали 100 обучающихся с ОВЗ, что на 21% больше, чем в 2018/19 учебном году (из них 83 – в форме единого государственного экзамена), по математике – 52 обучающихся с ОВЗ, что на 34% меньше по сравнению с 2018/19 учебным годом (из них 52 – в форме единого государственного экзамена).

Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (далее – Программа «Доступная среда»), объем субсидии по которой в 2020 году составил 11 168 617,81 млн. рублей.

Количество образовательных организаций – участников Программы «Доступная среда» – составило в 2020 году 5, из них 2 дошкольных и 2 общеобразовательных организаций, а также 1 организаций дополнительного образования детей.

По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2020 году:

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 23% (плановое значение – 100%);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 60% (плановое значение – 50%);

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста составит 23% (плановое значение – 100%).

По итогам 2020 года в Пермском крае количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составит 260 (100% от их общего количества при плановом значении 100%), дошкольных образовательных организаций – 260 (100% от их общего количества при плановом значении 100%).

На начало 2020/21 учебного года по программам общего образования на дому обучались 1088 обучающихся с ОВЗ (из них 902 также имеют статус ребенка-инвалида) и 36 детей-инвалидов, что на 51% обучающихся с ОВЗ больше и на 68% детей-инвалидов меньше, чем в 2019/20 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.

В период распространения новой коронавирусной инфекции в Пермском крае все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучались с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных технологий. Согласно указу губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года № 121 с 16 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам обучались дистанционно.

На уровнях общего образования в 2020/21 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 36637 педагогических работника и специалиста: 127 учителей-дефектологов (из них 265 – в дошкольных образовательных организациях), 414 учителей-логопедов (из них 1056 – в дошкольных образовательных организациях), 532 педагога-психолога (из них 934 – в дошкольных образовательных организациях), 434 социальных педагогов (из них 533 – в дошкольных образовательных организациях), 25 тьюторов и 7 ассистентов (помощников).

В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для более 308 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий. Обучение проводилось по следующим темам:

1. Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

2. Актуальные проблемы создания системы ранней помощи детям с ОВЗ. Преемственность раннего и дошкольного образования детей с ОВЗ: механизм реализации

3. Современные коррекционные технологии сопровождения, воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи в дошкольной образовательной организации

4. Современные технологии логопедического сопровождения детей с ОВЗ различных нозологий

5. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в образовательной организации в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума

6. Использование методов нейрокоррекции и арт-педагогики в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

7. Вариативные стратегии преодоления нарушений письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография) у обучающихся

8. Организационные и содержательные аспекты коррекционной работы с детьми ОВЗ

9. Организация и содержание деятельности служб сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации

10. Организация и содержание внеурочной деятельности с обучающимися с ОВЗ

11. Технологии и практики работы с обучающимися с ОВЗ в деятельности учителя

Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее – ДДИ).

Численность детей-инвалидов, проживающих в ДДИ Пермского края, сократилась до 217 человек (на 9%) (с 228 детей-инвалидов в 2019 году). 88% детей-инвалидов и 0% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей. 2 ребенка-инвалида старше18 лет получают профессиональное образование.

На отдых и оздоровление в 2020 году направлено 694 детей-инвалидов и 2312 обучающихся с ОВЗ. Проведены 75 профильные смены для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, в которых приняли участие более 200 детей указанных категорий.

В Пермском крае продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью.

В 2020 году по программам дополнительного образования обучались 15 522 обучающихся с ОВЗ и 3084 обучающихся с инвалидностью, что на 1235 детей больше, чем в 2019 году. В 2019 году по программам дополнительного образования обучались 14 488 обучающихся с ОВЗ и 2885 обучающихся с инвалидностью).

Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 96 человек до 146 (на 34%). Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 575 человека, численность обучающихся с ОВЗ – 2088 человек.

Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО).

В Пермском крае функции БПОО возложены на государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (далее – ГБПОУ) «Краснокамский политехнический техникум» и ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж».

В Пермском крае основные функции БПОО возложены на ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум». В 2020 году определены следующие основные направления БПОО:

- реализация образовательных программ СПО, программ профессионального обучения, в том числе адаптированных, дополнительных профессиональных программ для обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям;

- организация сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в Пермском крае в процессе получения ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;

- предоставление методической и материально-технической (в части предоставления специального оборудования) поддержки профессиональным образовательным организациям Пермского края для инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ;

- повышение квалификации педагогов по вопросам инклюзивного профессионального образования;

- консультирование инвалидов, лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения среднего профессионального образования и профессионального обучения;

- профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в целях выбора ими профессии/специальности с учетом их способностей и склонностей.

Задачи БПОО:

- развитие профессионального инклюзивного образования при реализации образовательных программ СПО, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ для обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных технологий;

- профориентационная работа с обучающимися, имеющими инвалидность и/или ограниченные возможности здоровья;

- разработка и реализация эффективных механизмов трудоустройства выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ;

- профессиональная и социальная адаптация обучающихся инвалидностью и лиц с ОВЗ;

- создание информационного пространства для трансляции деятельности БПОО;

- совершенствование материально - технических условий для обеспечения безбарьерной среды для обучающихся с заболеваниями различной нозологии.

БПОО руководствуется в своей деятельности нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы инклюзивного образования, принятыми на уровне Российской Федерации, Пермского края и образовательных организаций.

В 2019 году разработана программа развития БПОО, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Программа рассчитана на 2 года (2019-2021г.г.).

В 2020 году актуализировано положение БПОО в соответствии с Типовым положением о деятельности БПОО, утвержденным 28.01.2020 года методическим советом Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО.

В БПОО обеспечена физическая и информационная доступность для обучающихся различной нозологии: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Доля обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ от общего количества обучающихся в БПОО по всем формам обучения составляет 37%.

БПОО в 2020 году реализует 5 адаптированных образовательных программ (далее – АОП): одна программа по подготовке квалифицированных рабочих и служащих СПО для обучающихся с нарушением слуха, четыре АОП - по программам профессионального обучения для обучающихся с ментальными нарушениями. В БПОО разработаны локальные акты, регламентирующие применение особых требований к реализации адаптированных образовательных программ. Для обучения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования.

100% педагогического состава БПОО прошли курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования в СПО, в том числе члены администрации и учебно-вспомогательного персонала.

В БПОО организована социально-психологическая служба для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, а также работа узких специалистов: переводчик-дактилолог, социальный педагог, специалист по обслуживанию специальных технических средств, преподаватель адаптивной физической культуры, оператор подъемной платформы, тьюторы.

В БПОО создан волонтерский отряд, деятельность которого направлена на помощь обучающимся с инвалидностью и ОВЗ.

В 2020 году определена одна из основных задач в деятельности БПОО - трудоустройство обучающихся с инвалидностью. Выпускникам-инвалидам оказывается содействие при трудоустройстве. Эта работа осуществляется службой содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций ( http://zutt.su ) во взаимодействии с центрами занятости населения городов и районов края, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

На сайте ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» в разделе «Служба содействия трудоустройству выпускников» представлены возможные вакансии для трудоустройства. В 2020 году количество партнеров по трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ составляет более 11 предприятий и учреждений Пермского края.

Разработан Индивидуальный план сопровождения обучающегося с инвалидностью по трудоустройству, который включает комплекс мероприятий по нескольким направлениям.

Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью осуществляется ежеквартально. Подписано Соглашение с центром занятости города Перми о сотрудничестве в трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Ежегодно утверждается план предпрофильной и профильной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. БПОО проводит профориентационные встречи с обучающимися школ, с родителями, активно взаимодействует с центрами занятости г. Перми и Пермского края.

БПОО является активным участником конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс». Обучающиеся ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» принимали участие в 7 компетенциях «Абилимпикс», есть призовые места. На площадке БПОО организована работа Специализированного центра компетенции Абилимпикс по компетенции «Брошюровка и переплетное дело».

РУМЦ СПО создаются с целью консультационного, экспертного и методического сопровождения на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам.

На территории Пермского края РУМЦ СПО не функционируют.

Пермский край принимает в 2020 году участие в мероприятиях национального проекта «Образование», посвященных образованию обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 2 отдельных образовательных организациях (0 организаций в 2019 году, 2 организации в 2020 году), которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей (в 2019 году – 0 рублей).

За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям). Кроме того, были оборудованы: помещения для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств обучения).

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 57% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс»и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

С 21 по 23 октября 2020 году в очно-дистанционном формате в Пермском крае был проведен V региональный конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в котором приняли участие 128 участников в возрасте от 14 до 65 лет.

По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на 1 октября 2020 г. занятыми являются 83,1% участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2019-20 года (из них трудоустроены – 27 человек (25%), продолжают обучаться – 42 человека (38,9 %).

Сделать вывод по итогам справки.

Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 2 отдельных образовательных организациях, которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей.

За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям). Кроме того, были оборудованы: помещения для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств обучения).

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 57% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс»и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

В Пермском крае создана структура инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях (далее – ПОО), реализующих программы СПО и программы профессионального обучения, основной целью деятельности которой является формирование специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ. В задачи которой входит профориентационная работа с обучающимися в общеобразовательных организациях, абитуриентами, сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их социокультурная реабилитация, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, реализация программ дистанционного обучения инвалидов, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, развитие безбарьерной среды в образовательной организации, обеспечивающего равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совершенствуются условий для получения среднего профессионального образования и профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ независимо от места проживания обучающихся. В 45 ПОО, подведомственных Министерству образования, и 12 филиалах ПОО, расположенных в муниципальных районах (городских округах) Пермского края, обучаются лица, имеющие статус «инвалид» и «ребенок-инвалид» более чем по 104 программам СПО. В 24 ПОО и 12 их филиалов реализовывают 39 основных программ профессионального обучения со сроками обучения 10 месяцев, 1 год 10 месяцев и 2 года 10 месяцев.

Повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в системе среднего профессионального образования.