Раиса Кассина: «Благодаря ЦОС у детей появятся знания, которые пригодятся им в будущем»

29 марта 2021

Пресс-служба ФИЦТО продолжает цикл публикаций о внедрении цифровой образовательной среды в регионах страны. В этот раз на вопросы отвечала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. 

Внедрение цифровой образовательной среды положительно отражается на изучении многих школьных предметов. Результаты государственной итоговой аттестации показали, что в одном из районов Пермского края прослеживается повышение качества образования. Количество школьников, желающих сдавать ЕГЭ по предмету «Информатика и ИКТ», за несколько лет увеличилось в три раза. 

Раиса Алексеевна, в 2020 году поставлено оборудование в 101 школу Пермского края. Расскажите, как сейчас в этих школах используют возможности ЦОС?

В декабре прошлого года в рамках нацпроекта «Образование» завершилась поставка компьютерного и интерактивного оборудования в 101 школу в более чем 50 населенных пунктах региона. Помимо федеральной поддержки, на совершенствование технической базы выделяются деньги из краевого бюджета. Всего в регионе в 2020 году 278 школ получили современную компьютерную технику. Таким образом, сегодня порядка 240 тысяч школьников, а это более 70% от всех учеников региона, обеспечены равными условиями для получения качественного образования.

Например, в поселке Половинка Чусовского городского округа в небольшой школе, где занимается 57 детей (структурное подразделение Скальнинской школы), появились интерактивные панели, ноутбуки для детей и учителей, многофункциональные устройства. Раньше такого не было в школе, да и вообще в поселке. Благодаря такому оборудованию открываются новые образовательные горизонты.

Развитие цифровой образовательной среды – сложная, многоуровневая задача, требующая системной поэтапной многолетней работы. Отмечу, в Пермском крае отдельные элементы ЦОС стали появляться почти десять лет назад. При этом вступление региона в 2020 году в эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды позволило создать ее гораздо более быстрыми темпами. 

Какое оборудование удалось закупить в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»? 

В рамках федерального проекта в школы в 2020 году поступили 3,8 тысячи  ноутбуков, 202 интерактивных комплекса, 101 многофункциональное устройство. Это учреждения в 37 муниципальных образованиях края. 

Как внедрение цифровой образовательной среды повысило качество образования, сделало его более современным и доступным?

Главная цель цифровизации образования – качественное эффективное применение в образовательной деятельности цифровых образовательных ресурсов, инструментов и программ. Не устану повторять, что участие Пермского края в проекте внедрения целевой модели ЦОС никоим образом не отменяет традиционного очного образования. Все оборудование, которое мы закупаем, направлено на модернизацию образовательного процесса как в Перми, так и в отдаленных населенных пунктах и малых городах.

Мы понимаем, что качество образования измеряется не только результатами ЕГЭ, важно овладение новыми навыками, инструментами. У ребят должны появиться знания, которые им пригодятся в будущем. Внедрение цифровой образовательной среды и расширение образовательных программ позволяет ребятам определиться с будущей профессией.

Например, на уроке «Технология» сейчас дети могут изучать промышленный дизайн, на «Информатике» – программирование на Scratch и Python, основы 3D-моделирования.

Кроме того, внедрение ЦОС позволяет развивать и дополнительное образование. Благодаря открытию центров «Точка роста» и современной компьютерной технике выросло количество дополнительных общеобразовательных программ цифрового профиля. Среди них информационная безопасность, 3D-моделирование, программирование, медиаобразование и прочие.
Так, в Пермском районе увеличилась доля детей, охваченных дополнительными общеразвивающими программами и программами внеурочной деятельности цифрового профиля. На данный момент охват обучающихся составляет 15% (это чуть более двух тысяч детей), хотя в 2019 году количество не превышало и 5%.

Замечу, что мы специально проводим курсы для наших учителей по работе с новым оборудованием. Мы понимаем, что все интерактивные комплексы, 3D-принтеры многим в новинку. Наставниками у нас выступают педагоги из «Кванториума» и другие специалисты. 

В качестве положительных примеров внедрения ЦОС хотела привести несколько муниципальных образований. Так, в селе Барда, где население меньше 10 тысяч человек, в две школы было поставлено оборудование по проекту ЦОС. Кроме того, в гимназии открыт центр «Точка роста», куда также поставлены ноутбуки, 3D-принтер, квадрокоптеры, наборы робототехники и прочее.

По результатам государственной итоговой аттестации в Бардымском районе  прослеживается повышение качества образования. Среди школьников Бардымского района все более востребованным становится предмет «Информатика и ИКТ». Если в 2017 году этот предмет по ЕГЭ сдавали семь человек, то в 2020 году – уже 22. 

Следующий положительный момент внедрения ЦОС – реализация электронного образования в крае. Это не дистанционное обучение, с которым мы столкнулись весной прошлого года. Благодаря электронному образованию дети из отдаленных районов, где нет профильных учителей, могут подключаться к урокам, будь это физика или химия, например. Учитель находится в специальном центре в Перми, а по видеосвязи подключаются специально организованные классы.

Безусловно, ключевой задачей и основой развития цифровой образовательной среды в аспекте преодоления или хотя бы снижения цифрового неравенства детей остается обеспечение высокоскоростным и стабильным доступом к сети Интернет. Можно поставить сколько угодно современного технологичного оборудования в школы, но все его возможности будут равны нулю без доступа к интернету. 

В настоящее время интернет подводят к школьным зданиям, но в перспективе к нему будут подключены все школьные учебные кабинеты. До конца 2021 года планируем обеспечить все школы высокоскоростным интернетом.  

Расскажите, как используется платформа РЭШ учителями в Пермском крае. 

В мае 2020 года Центр цифровизации и развития образовательных систем Пермского института развития образования провел выборочный опрос педагогов общеобразовательных организаций Пермского края о применении цифровых образовательных платформ в период ограничительных мер из-за распространения коронавирусной инфекции. В опросе приняли участие 315 человек. По результатам опроса в тройку популярных образовательных платформ попали образовательный портал  «Инфоурок» (49,4%), «Учи.ру» (47,8%), «Российская электронная школа» (43,7%). 

Какие предметы «Российской электронной школы» наиболее востребованы школьниками и учителями?

Цифровые образовательные платформы наиболее часто применяются при изучении предметов основной и старшей школы: русский язык, математика, физика, химия, биология, география, – а также в начальной школе (окружающий мир).  

В Чайковском городском округе платформа «Российская электронная школа» активно используется учителями информатики, литературы, географии, истории, физики, английского языка, обществознания. Наиболее востребованы лекционные материалы, на основе которых разрабатываются задания творческого и контрольного характера. Особенно ценны для учителей лаконичность и компактность материала, наличие интерактивных карт (по истории). Среди минусов можно отметить невысокий уровень сложности заданий для отработки и проверки знаний учащихся, а плюс – автоматическая проверка заданий.

Какие собственные образовательные платформы есть в крае?

Мы в рамках региональной информационно-коммуникационной системы «ЭПОС.Школа» создаем цифровую модель основной образовательной программы и механизмов управления ею: это расписание занятий, учебные планы, рабочие учебные программы по предметам и система цифрового учебно-методического обеспечения каждой учебной программы по предметам «Библиотека ЭПОС». 

С помощью «Библиотеки ЭПОС» цифровая модель основной образовательной программы позволяет педагогам создавать и использовать цифровые учебные материалы, повышать свои компетенции в применении цифровых инструментов и программ. Цель «Библиотеки ЭПОС» заключается в том, чтобы в каталоге библиотеки были опубликованы качественные электронные образовательные материалы по всем основным темам учебных предметов с 1-го по 11-й класс, а в личных кабинетах учителей были созданы современные цифровые образовательные материалы, необходимые для качественной реализации учебного процесса.

В настоящий момент в «Библиотеке ЭПОС» опубликовано 1860 материалов, до конца апреля планируется загрузка еще 4000 материалов. В будущем планируем интегрировать в краевую систему материалы РЭШ.

Сколько школ участвуют в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» в 2021 году?

В этом году в 164 школы Пермского края поступят 300 интерактивных комплексов, почти три тысячи ноутбуков, более 150 многофункциональных устройств, а также телевизоры с функцией Smart TV и сетевое оборудование. 

Источник: https://ficto.ru/pressa/publikatsii/37

Перейти к списку новостей

Горячая линия по выплатам за классное руководство
Горячая линия по горячему питанию для младших классов
Горячая линия по Всероссийским проверочным работам (ВПР)
Горячая линия Министерства образования и науки Пермского края по ЕГЭ
Телефон доверия ЕГЭ
Телефон горячей линии Рособрнадзора
Социальный калькулятор
Горячая линия по вопросам безопасности образовательных учреждений
Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы
Единое консультационное окно для индивидуальных предпринимателей
Горячая линия для родителей по дошкольному образованию
Горячая линия по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ
Горячая линия по вопросам незаконных сборов
План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей