Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2. Общее образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3. Дополнительное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
4. Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
5. Высшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
6. Информация о реализации мероприятий в части образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети "Интернет": http://autism-frc.ru.

Информационная справка
о реализации межведомственного комплексного плана
по вопросам организации общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 гг. по состоянию на 1 января 2018 г.

Мониторинг положения дел в сфере соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на образование

В образовательных учреждениях Пермского края реализуются адаптированные образовательные программы различной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов всех категорий: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, в том числе – специальные индивидуальные программы развития для обучающихся с тяжелыми (множественными) нарушениями развития.

Коррекция и развитие обучающихся осуществляется через реализацию в образовательных учреждениях:

- программ коррекционной работы, обеспечивающих выявление особых образовательных потребностей и осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся;

- программ курсов коррекционно-развивающей области, обеспечивающих коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, выбор которых определяется рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Мониторинг в части обеспечения доступности дошкольного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется в Пермском крае в ежедневном режиме через краевую автоматизированную информационную систему «Дошкольное образование» (далее – Портал). По данным Портала по состоянию на 1 января 2018 г. услугу дошкольного образования получают 7614 детей с ОВЗ, в том числе - 1142 ребенка-инвалида.

Услуга дошкольного образования предоставляется в 9 отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы (6 дошкольных образовательных организаций и 3 структурных подразделения при общеобразовательных организациях), расположенных в гг. Березники, Кунгур, Лысьва, Пермь, Соликамск, Краснокамском, Чайковском муниципальных районах.

Кроме того, функционируют 262 группы компенсирующей направленности.

Образовательная деятельность форме инклюзивного образования организована в 362 дошкольных образовательных организациях.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 27 августа 2010 г. № 560-п «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и Порядка предоставления компенсации части затрат родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» семьям детей-инвалидов, не посещающим детский сад, предоставляется компенсация. Данную компенсацию в размере 20 781 руб. в год получают 439 детей.

Продолжает деятельность рабочая группа по инклюзивному образованию детей дошкольного возраста с целью отработки моделей инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях Пермского края. В 2018 году в рамках деятельности данной рабочей группы осуществляется апробация адаптированных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью и нарушениями слуха.

С 2017 года в крае введен в действие расчетный подушевой норматив финансирования, направленный на обеспечение доплат педагогическим работникам за работу с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях.

В системе школьного образования Пермского края в 2017-2018 учебном году обучается 21499 детей с ОВЗ. Из них 8916 (41%) обучается в отдельных общеобразовательных организациях, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам, 12583 (59%) - в системе общего образования, в том числе 4674 (22%) – в классах для детей с ОВЗ и 7909 (37%) – в «обычных» классах (инклюзивно).

Количество детей-инвалидов в системе школьного образования – 5352 (в том числе 1933 – в общеобразовательных классах).

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется, в общей сложности, в более, чем в 500 школах края, в том числе, функционируют 55 отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Систематическая работа по развитию инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов ведется в Пермском крае с 2011 г.

В период с 2011 по 2015 гг. была организована экспериментальная деятельность по реализации программ инклюзивного образования в 9 школах края в гг. Пермь, Березники, Кунгур, Краснокамск, ЗАТО «Звездный», Чернушинском районе.

За это время организована работа по внедрению современной практики инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в школах края, апробированы различные модели инклюзии (осуществлены поставки оборудования в объеме более 10 млн. руб., проводилось обучение педагогов, была организована необходимая научно-методическая поддержка).

С целью создания условий для развития инклюзивного образования в школах в 2015 г. в крае введен дополнительный норматив для обучающихся с ОВЗ в классах общеобразовательных школ совместно с другими обучающимися (размер указанного норматива ежегодно утверждается постановлением Правительства Пермского края).

Эффективность проведенной работы нашла свое подтверждение на федеральном уровне: в 2017 г. МАОУ СОШ № 114 стала победителем Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».

В организациях дополнительного образования Пермского края в 2017 г. занимались 3685 детей с ОВЗ и 1139 детей-инвалидов по следующим направлениям: техническое творчество, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное, художественное творчество, культурологическое и другие.

На территории Пермского края на базе краевого центра художественного образования «Росток» создан Координационный центр организационно-методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования (далее – центр).     

Функциями центра являются сопровождение запроса субъектов организации работы с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами; транслирование эффективных практик, способствующих расширению возможностей выбора вариантов реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов через организацию научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов, круглых столов, творческих лабораторий).

На официальном сайте краевого центра художественного образования «Росток» опубликованы методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с различными нарушениями здоровья.

Для маломобильных групп населения ГАУ «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе», проводит заочные конкурсы, викторины, реализует молодежные проекты патриотической направленности.

В 2017–2018 учебном году ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник» реализует две адаптированные дополнительные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ на базе ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи»: «Школа естественных наук. Окружающий мир» (в очном формате, 12 обучающихся) и «Школа изобретателей» (в очно-заочном формате, 17 обучающихся).

В ходе проведения независимой оценки качества образования общеобразовательных учреждений (далее – ООУ) Пермского края в 2017 г. было оценено 831 общеобразовательное учреждение из всех муниципальных районов и городских округов региона.

С целью оценки соблюдения прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на образование в комплексную оценку ООУ в числе прочих были включены следующие критерии:

- «наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»;

- «наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».

Показатели оценивались как по результатам опроса родителей и старшеклассников, так и по исследованиям независимых технических экспертов, ориентировавшихся на нормативные требования. Анкеты для родителей и старшеклассников были размещены в открытом доступе в сети Интернет (в случае отсутствия возможности on-line анкетирование проводилось на бумажных носителях). Для повышения достоверности результатов опрос проводился анонимно. Для сохранения конфиденциальности каждая анкета вкладывалась в отдельный конверт, после заполнения родителем запечатывалась и передавалась независимому лицу, проводящему опрос.

Максимальное возможное количество баллов по каждому критерию – 10.

По критерию «наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» оценка складывалась из результатов опроса родителей и старшеклассников и оценки технического эксперта по следующим пунктам:

- наличие психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей, педагогических работников (наличие программы психологического сопровождения деятельности какой-либо категории обучающихся);

- наличие коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися, логопедической помощи обучающимся;

- наличие комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий;

- наличие действующих программ оказания помощи обучающимся в социальной адаптации, профориентации, получении дополнительных профессиональных навыков, трудоустройстве.

Кроме того, технический эксперт мог поставить дополнительный балл за положительный результат на обращение по телефону (то есть за положительный ответ на телефонное обращение технического эксперта: «Я собираюсь устроить своего ребенка в вашу школу. У ребенка есть особенности. Могу ли я рассчитывать на помощь психолога и социального работника для него?»).

Средний показатель по данному критерию в Пермском крае – 6,4.

Чаще всего ООУ получали за этот критерий оценки в диапазоне «средне» и «выше среднего» - то есть от 5 до 8 баллов (60 % школ).

Максимальное количество баллов получили 43 школы, расположенные в 20 муниципальных районах и городских округах края.

Оценки технических экспертов по данному показателю в целом ниже, чем оценки родителей.

Критерий «наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» замерялся через опрос родителей («Как Вы считаете, в школе, которую посещает Ваш ребенок, созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов?») и оценки технического эксперта по следующим пунктам:

- наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов для лиц с ОВЗ;

- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с ОВЗ;

- предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (наличие приема в специальные (коррекционные) группы по различным образовательным программам, мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общественную жизнь образовательной организации (экскурсии, классные часы, концерты и т.д.);

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (свободный доступ к местам занятий, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и т.д.);

- оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительный балл присваивался за положительный результат на обращение по электронной почте («Могу ли я устроить к вам ребенка-инвалида?»).

Средний балл по данному показателю в крае - 4,9, что, очевидно, связано с большими материальными затратами, необходимыми для создания доступной среды для детей с ОВЗ и инвалидов. Оценки родителей по данному показателю несколько выше, чем у экспертов.

Чаще всего ООУ получали за этот критерий оценки в диапазоне от 4 до 6 баллов (55 % школ).

Максимальное количество баллов получили 7 школ, расположенных в 5 муниципальных районах и городских округах края.

Учреждениями и органами управления образования будет продолжена работа в области обеспечения доступной среды для детей с ОВЗ, понимания и принятия принципов, лежащих в основе идей инклюзии.


Проведение выездных и документарных проверок по вопросам соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на образование, в том числе обеспечения доступности объектов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предоставляемых образовательных услуг

В 2017 г. по вопросам соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на общедоступное общее образование проверено 154 общеобразовательные организации Пермского края.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проводились следующие мероприятия:

анализ и экспертиза документов и материалов, регламентирующих получение общего образования лицами с ОВЗ, а также средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);

анализ условий, обеспечивающих получение общего образования лицами с ОВЗ (доступная среда).

Для анализа результатов плановых проверок по контролю (надзору) в сфере образования в части реализации прав детей с ОВЗ на общедоступное общее образование использовались сведения по наличию:

- заключений психолого-медико-педагогической комиссии (для каждого обучающегося с ОВЗ);

- адаптированной основной образовательной программы, соответствию ее структуры и содержания федеральным государственным образовательным стандартам;

- узких специалистов в штате (педагога-психолога, логопеда, дефектолога (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог).

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе нарушения выявлены в 29 из 154 проверенных общеобразовательных организаций в части отсутствия достаточных условий для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся (в том числе, недостаточное количество узких специалистов в соответствии с требованиями законодательства, отсутствие у педагогических работников подготовки по вопросам работы с детьми с ОВЗ, превышение допустимой недельной нагрузки на обучающегося).

В 2017 году по вопросам соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на общедоступное дошкольное образование проверено 40 дошкольных образовательных организаций Пермского края. В 8 проверенных выявлены нарушения (в том числе, в части отсутствия согласия родителей на обучение детей по адаптированной программе, отсутствия ИПРА ребенка-инвалида, непредоставления бесплатного 2-х разового питания).


Горячая линия по вопросам безопасности образовательных учреждений
Единое консультационное окно для индивидуальных предпринимателей
Горячая линия для родителей по дошкольному образованию
Горячая линия по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ
Горячая линия по вопросам незаконных сборов
Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы
Анкетирование "Оценка конкурентной среды в Пермском крае"