Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2. Общее образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3. Дополнительное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
4. Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
5. Высшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
6. Информация о реализации мероприятий в части образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети «Интернет»: http://autism-frc.ru.


Информационная справка

«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей—инвалидов»

2018-2019 учебный год

В 2018-2019 учебном году услугу дошкольного образования в Пермском крае в получали 8411 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и 1209 детей-инвалидов, в системе школьного образования Пермского края обучалось 23228 детей с ОВЗ (в том числе 4053 со статусом «ребенок-инвалид») и 1566 детей-инвалидов без статуса «ребенок с ОВЗ».

9272 обучающихся с ОВЗ (40% от общего количества, в том числе, 495 детей-инвалидов) и 1566 детей-инвалидов без статуса «ребенок с ОВЗ» обучались в составе общеобразовательных классов в системе общего образования. Необходимо отметить систематический рост количества детей указанных категорий в «обычных» школах: с 2016 г. оно выросло на 47%.

Совместное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов со здоровыми сверстниками осуществлялось почти в 600 школах края.

В 2018-2019 учебном году в Пермском крае функционировали 53 отдельных организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также 6 дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

На уровне дошкольного образования образовательная деятельность в форме инклюзивного образования была организована в 741 инклюзивной группе в 263 дошкольных образовательных организациях, в которых в среде здоровых сверстников получали услугу дошкольного образования более 2000 детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

С целью включения в социальное пространство и оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не посещающим детские сады, на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций созданы службы ранней помощи и лекотеки.

Всего в муниципальных районах и городских округах Пермского края функционировало 26 лекотек и 84 службы ранней помощи.

С целью развития дошкольного инклюзивного образования в крае создана рабочая группа по инклюзивному образованию детей дошкольного возраста. В рамках деятельности данной рабочей группы осуществляется апробация адаптированных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью и нарушениями слуха.

309 детей, нуждающихся в длительном лечении, обучались в медицинских организациях. 12 апреля 2018 г. состоялось открытие инновационного учебного класса в онкогематологическом отделении ГБУЗ ПК «Краевая детская клиническая больница».

В рамках организационного, информационного, методического сопровождения деятельности по апробации введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ за счет средств бюджета края осуществлялось сопровождение 3 инклюзивных школ (МАОУ «СОШ 114» г. Перми, СОШ ЗАТО Звездный, МАОУ «СОШ № 14» г. Березники), которые, в свою очередь, являются стажировочными площадками для других общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование.

С 1 сентября 2018 г. в инновационном режиме начата реализация вариативной формы инклюзивного образования «Ресурсный класс» в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Перми.

Цель работы ресурсного класса — постепенное включение учащихся в работу обычных классов в индивидуальном режиме по срокам, продолжительности пребывания в обычном классе и по выбору уроков, на которые ребенок будет ходить.

В школе в специально оборудованном помещении располагается ресурсный (1 «р») класс, в котором обучаются 6 детей с умственной отсталостью и сложной структурой нарушения (в сочетании с расстройствами аутистического спектра, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха).

С целью развития процессов социальной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в 2018 году для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов организованы и проведены 2 краевые конференции: II исследовательская конференция для детей с ограниченными возможностями здоровья «Нет ничего невозможного...» и IV краевая конференция «Хочу все знать!» для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.

Доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов по состоянию на 1 января 2019 г. создана в 308 школах Пермского края (41,6% от общего числа школ), в 186 детских садах (40,3% от общего числа детских садов), и 50 учреждениях дополнительного образования (42,7% от общего числа учреждений дополнительного образования).

С использованием дистанционных технологий по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам на дому обучались 158 детей-инвалидов в 99 общеобразовательных учреждениях. Обучение осуществляли 312 подготовленных педагогов.

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Осуществляют деятельность 8 муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в гг. Пермь, Березники, Лысьва, Кунгур, Горнозаводск, Краснокамск, Верещагино, Чусовой, а также государственное казенное учреждение Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Центры осуществляют работу по следующим направлениям:

— ранняя помощь;

— психолого-педагогические консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

— коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия;

— логопедическая помощь;

— помощь обучающимся в профориентации;

— помощь обучающимся в социальной адаптации;

— психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления и др.

На территории Пермского края на базе краевого центра художественного образования «Росток» создан Координационный центр организационно-методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования (далее — центр).

Функциями центра являются сопровождение запроса субъектов организации работы с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами; транслирование эффективных практик, способствующих расширению возможностей выбора вариантов реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов через организацию научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов, круглых столов, творческих лабораторий).

В крае создано несколько центров, где дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Одним из таких центров является государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевой центр физической культуры и здоровья», на базе которого работает структурное подразделение «Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва им. А.В. Третьякова», предоставляющее детям-инвалидам возможность заниматься шахматами, лыжными гонками, баскетболом, настольным теннисом, легкой атлетикой.

Обучение по вопросам, связанным с особенностями получения профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, ежегодно за счет средств краевого бюджета проходит не менее 25 педагогических и административных работников профессиональных образовательных организаций.

Созданы базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов: Пермский филиал Краснокамского политехнического техникума и Лысьвенский политехнический колледж.


Информация о профессиональном образовании
лиц с инвалидностью и ОВЗ в Пермском крае

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ) осуществляется по 30 различным профессиям со сроком обучения 10 месяцев, 1 год 10 месяцев и 2 года 10 месяцев, в 25 государственных профессиональных образовательных учреждениях 

(далее – ПОУ), подведомственных Министерству образования и науки Пермского края (далее – Министерство), и 9 филиалах данных учреждений в 25 муниципальных районах (городских округах) Пермского края.

Это такие профессии как: каменщик, маляр строительный, штукатур, портной, столяр строительный, плотник, слесарь-сантехник, обувщик по ремонту обуви, оператор швейного оборудования, швея, повар, кондитер, садовник, рабочий зеленого хозяйства, печник, слесарь-ремонтник, переплетчик, паркетчик, пчеловод, изготовитель художественных изделий из дерева, официант, бармен, тракторист слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, стекольщик, парикмахер, продавец продовольственных товаров, облицовщик-плиточник, оператор швейного оборудования, слесарь по ремонту автомобилей, токарь, тракторист. Министерство ежегодно расширяет перечень профессий для обучения лиц с ОВЗ и, реагируя на запросы работодателей, оптимизирует его.

Ежегодно количество обучающихся с ОВЗ составляет порядка 2000 человек. Так на обучение в 2018-2019 учебном году в 25 ПОУ принято 1022 абитуриента с ОВЗ; контингент обучающихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год – 1841 человек.

Ограничением при выборе направления подготовки (профессии или специальности) для граждан, имеющих статус «инвалид», является вид ограничения здоровья, т.е. абитуриент с инвалидностью может выбрать любую профессию или специальность, реализуемую в ПОУ Пермского края, если ему это позволяет состояние здоровья. В основном данная категория граждан выбирает для обучения следующие направления подготовки: «Информатика и вычислительная техника», Сестринское дело», «Промышленная экология и биотехнологии», «Техника и технологии наземного транспорта», «Экономика и управление», «Гуманитарные науки».

В 2017-2018 учебном году в 53 ПОУ Пермского края и 5 филиалах этих учреждений по 27 направлениям подготовки (по специальностям
и профессиям) обучалось 448 студентов, имеющих статус «инвалид».

Для обучения в 2018-2019 учебном году 52 колледжа и техникума Пермского края осуществили прием 222 абитуриентов с инвалидностью (по специальностям и профессиям) контингент 472 студента, имеющих статус «инвалид».

Для обеспечения качественного и доступного образования для лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Министерством в рамках мероприятия «Формирование доступной среды среднего профессионального образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» государственной программы Пермского края «Развитие образования и науки», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 4 октября 2013 г. № 1318-п, осуществляется ряд мероприятий по созданию «доступной среды» в государственных профессиональных образовательных учреждениях, отнесенных к ведению Министерства.

Ежегодно, начиная с 2013 года, «доступная среда» создается не менее, чем в трех ПОУ, которые получают субсидию из средств бюджета Пермского края, общий объем которой составляет 5550,0 тыс. руб. На данные средства реализуются следующие мероприятия: оборудуются входные группы, устанавливаются пандусы и специализированные санитарные узлы; расширяются дверные проемы; приобретается специализированное учебное оборудование (лестничные подъемники, интерактивные доски, многофункциональные устройства, стационарные увеличители, автоматизированные рабочие места и др.), специализированная мебель и пр.

В 2018 году формирование доступной среды проведено в четырех ПОУ

Пермского края: ГБПОУ «Кудымкарский педагогический колледж», КГАПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий», ГБПОУ «Соликамский технологический колледж», ГБПОУ «Пермский химико-технологический техникум».

На сегодняшний день обеспечена доступность зданий 29% от всех ПОУ, расположенных на территории Пермского края.

Кроме того, с целью создания условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Пермский край активно привлекает федеральные средства.

На средства субсидии из федерального бюджета и софинансирования из бюджета Пермского края на создание в Пермском крае базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее - БПОО), проведено повышение квалификации педагогических работников БПОО на тему особенностей реализации инклюзивного профессионального образования, приобретено специализированное оборудование для реализации инклюзивного профессионального образования (лингафонные классы для слабовидящих и слабослышащих, радиокласс, портативные дисплеи Брайля, стационарные видеоувеличители, интерактивные доски, устройства дистанционного тестирования и др.). Разработана и реализуется программа развития БПОО. Общий объем средств, направленных на реализацию данного направления, составил 6 072,00 тыс. руб. На данный момент в Пермском крае созданы и действуют две БПОО - в ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» и в ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж».

В рамках пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в 2017 и в 2018 годах приобретено специализированного оборудования для реализации инклюзивного профессионального образования инвалидов базовыми профессиональными образовательными организациями, обеспечивающими поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, на сумму 3000,0 тыс. рублей ежегодно.

Для повышения доступности и качества среднего профессионального образования специалисты ПОУ, обучающие лиц с ОВЗ и инвалидностью, разрабатывают и реализуют адаптированные образовательные программы
и учебно-методические комплексы, с учетом психофизических особенностей «особых» студентов.

На регулярной основе в Пермском крае ведется работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников
и специалистов системы среднего профессионального образования
по вопросам инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ. В 2018 году за счет средств Министерства обучено 25 педагогических и руководящих работников профессионального образования по теме: «Инклюзивный подход в профессиональном образовании. Моделирование образовательного пространства».


Телефон доверия ЕГЭ
Телефон горячей линии Рособрнадзора
Социальный калькулятор
Горячая линия по вопросам безопасности образовательных учреждений
Единое консультационное окно для индивидуальных предпринимателей
Горячая линия для родителей по дошкольному образованию
Горячая линия по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ
Горячая линия по вопросам незаконных сборов
Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы
План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей