Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2. Общее образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3. Дополнительное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
4. Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
5. Высшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
6. Информация о реализации мероприятий в части образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети "Интернет": http://autism-frc.ru.


Информационная справка
«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей –инвалидов»
2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году в Пермском крае функционировали 55 отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в том числе: 41 школа – для детей с нарушением интеллектуального развития, 2 – для детей с нарушением зрения; 1 школа-интернат – для детей с нарушениями слуха и речи; 1 школа-интернат – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи; 1 – для детей с тяжелыми нарушениями речи; 3 – для детей с задержкой психического развития; 6 – прочие школы. В обозначенных образовательных организациях обучались 8916 детей с ОВЗ, в том числе 3037 детей-инвалидов.

Классы для детей с ОВЗ функционировали в 187 общеобразовательных организациях. В них обучалось 4674 детей с ОВЗ, в том числе – 382 ребенка-инвалида.

В 2017-2018 учебном году 7909 детей с ОВЗ и 1933 ребенка-инвалида обучались в составе общеобразовательных классов в системе общего образования. Совместное обучение детей с ОВЗ (в том числе, детей, имеющих и статус «ребенок-инвалид») со здоровыми сверстниками осуществлялось в 572 школах края.

Индивидуально на дому обучалось 1669 детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении.

309 детей, нуждающихся в длительном лечении, обучались в медицинских организациях. 12 апреля 2018 г. состоялось открытие инновационного учебного класса в онкогематологическом отделении ГБУЗ ПК «Краевая детская клиническая больница».

В форме семейного образования обучалось 17 детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В 2017-2018 учебном году в государственной итоговой аттестации (ГИА) участвовали 1809 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 9 класса (сдавали в форме ОГЭ - 137 чел., в форме ГВЭ – 1704 чел.) и 84 – 11 класса (сдавали в форме ЕГЭ – 64 чел., в форме ГВЭ – 21 чел.).

Из числа выпускников с ОВЗ и выпускников с инвалидностью 12 обучающихся 9 класса и 1 выпускник 11 класса не сдали ГИА, но допущены до пересдачи в дополнительный период, который пройдет в сентябре 2018 г.

Количество выпускников 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 1121.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста осуществлялось в 9 отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы (6 дошкольных образовательных организаций и 3 структурных подразделения при общеобразовательных организациях), расположенных в гг. Березники, Кунгур, Лысьва, Пермь, Соликамск, Краснокамском, Чайковском муниципальных районах. Также функционировали 262 группы компенсирующей направленности.

Образовательная деятельность в форме инклюзивного образования организована в 362 дошкольных образовательных организациях.

Услугу дошкольного образования получали 7614 детей с ОВЗ, в том числе - 1210 детей-инвалидов.

Семьям детей-инвалидов, не посещающих детский сад, предоставляется компенсация. Данную компенсацию в размере 20781 руб. в год получали 438 детей.

Осуществляют деятельность 8 муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в гг. Пермь, Березники, Лысьва, Кунгур, Горнозаводск, Краснокамск, Верещагино, Чусовой, а также государственное казенное учреждение Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Кадровое обеспечение деятельности центров: 80 педагогов-психологов, 29 учителей-логопедов, 18 учителей-дефектологов, 12 социальных педагогов, 3 учителя ЛФК, 2 педиатра, 7 детских психиатров, 1 невролог.

Центры осуществляют работу по следующим направлениям:

- ранняя помощь;

- психолого-педагогические консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия;

- логопедическая помощь;

- помощь обучающимся в профориентации;

- помощь обучающимся в социальной адаптации;

- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления и др.

В течение 2017 г. помощь в условиях центров получили 22 230 детей.

С использованием дистанционных технологий по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам на дому в 2017-2018 учебном году обучалось 160 детей-инвалидов в 99 общеобразовательных учреждениях. Обучение осуществляли 312 подготовленных педагогов.

Информация о центрах дистанционного образования:

1. ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи» (краевой Центр дистанционного образования).

2. МАОУ «Школа № 155 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми.

3. МБОУ «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми.

4. МБОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Лысьва.

5. МБОУ «Специальная (коррекционная) средняя общеобразовательная школа № 15» г. Чусовой.

В штате образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в 2017-2018 учебном работали 8669 педагогов и специалистов, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, в том числе 2431 специалист со специальным образованием для работы с детьми с ОВЗ. 6238 педагогов прошли повышение квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ.

В учреждениях дополнительного образования детей занимались 3768 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1241 ребенок-инвалид по следующим направлениям программ дополнительного образования:

- техническое творчество (381 чел.);

- спортивно-техническое (23 чел.);

- эколого-биологическое: (200 чел.);

- туристско-краеведческое (319 чел.);

- спортивные (597 чел.);

- художественной творчество (1 722 чел.);

- культурологическое (44 чел.);

- другие (482 чел.).

На территории Пермского края на базе краевого центра художественного образования «Росток» создан Координационный центр организационно-методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования (далее – центр).    

Функциями центра являются сопровождение запроса субъектов организации работы с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами; транслирование эффективных практик, способствующих расширению возможностей выбора вариантов реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов через организацию научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов, круглых столов, творческих лабораторий).

В крае создано несколько центров, где дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Одним из таких центров является государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевой центр физической культуры и здоровья», на базе которого работает структурное подразделение «Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва им. А.В. Третьякова», предоставляющее детям-инвалидам возможность заниматься шахматами, лыжными гонками, баскетболом, настольным теннисом, легкой атлетикой.

В 2017–2018 учебном году ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник» реализовывал две адаптированные дополнительные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ на базе ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи»: «Школа естественных наук. Окружающий мир» (в очном формате, 12 обучающихся) и «Школа изобретателей» (в очно-заочном формате, 17 обучающихся).

Доступная среда для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов создана (нарастающим итогом) в 293 школах (37,5% от общего числа), 204 детских садах (34% от общего числа), 50 учреждениях дополнительного образования (40,3% от общего числа). На создание доступной среды в образовательных учреждениях с 2012 г. было привлечено более 69 млн. руб. из федерального бюджета, израсходовано более 35 млн. руб. из краевого бюджета, более 13 млн. руб. – из бюджетов муниципальных образований.

В 2018 г. в Государственной программе «Доступная среда» принимают участие 5 образовательных организаций:

- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Краснокамска;

- МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа № 1» (структурное подразделение – детский сад «Гнездышко»);

- МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» Октябрьский район;

- МБОУ дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Оханск.

В 2017-2018 учебном году для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов организованы и проведены 2 краевые конференции: II исследовательская конференция для детей с ограниченными возможностями здоровья «Нет ничего невозможного...» и IV краевая конференция «Хочу все знать!» для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.

В 2017-2018 учебном году дети с ОВЗ и дети-инвалиды и инвалиды обучались в 54 ПОУ и 9 их филиалах. Всего обучающихся с ОВЗ – 1841, обучающихся, имеющих статус «инвалид», «ребенок-инвалид» - 448.

На 1 января 2018 г. доля профессиональных образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, составила 26%.

В 2018 году доступная среда создается в следующих профессиональных образовательных организациях Пермского края:

- ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище» (техникум);

- КГАПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий»;

- ГБПОУ «Соликамский технологический колледж».

Обучение по вопросам, связанным с особенностями получения профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, ежегодно за счет средств краевого бюджета проходит не менее 25 педагогических и административных работников профессиональных образовательных организаций.

Созданы базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов: Пермский филиал Краснокамского политехнического техникума и Лысьвенский политехнический колледж.

Горячая линия по вопросам безопасности образовательных учреждений
Единое консультационное окно для индивидуальных предпринимателей
Горячая линия для родителей по дошкольному образованию
Телефон доверия ЕГЭ
Телефон горячей линии Рособрнадзора
Горячая линия по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ
Горячая линия по вопросам незаконных сборов
Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы
Анкетирование "Оценка конкурентной среды в Пермском крае"