Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

2. Общее образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

3. Дополнительное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

4. Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ

5. Высшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ

6. Информация о реализации мероприятий в части образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ


C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети "Интернет": http://autism-frc.ru.


Информационная справка
«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей –инвалидов»
2016-2017 учебный год

В 2016-2017 учебном году в Пермском крае функционировали 55 отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в том числе: 41 школа – для детей с нарушением интеллектуального развития, 2 – для детей с нарушением зрения; 1 школа-интернат – для детей с нарушением слуха; 1 школа-интернат – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи; 1 – для детей с тяжелыми нарушениями речи; 3 – для детей с задержкой психического развития; 6 – прочие школы. В обозначенных образовательных организациях обучались 9074 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе 2842 ребенка-инвалида.

Классы для детей с ОВЗ функционировали в 167 общеобразовательных организациях. В них обучалось 4384 детей с ОВЗ, в том числе – 345 детей-инвалидов.

В 2016-2017 учебном году 6275 детей с ОВЗ и 1933 ребенка-инвалида обучались в составе общеобразовательных классов в системе общего образования. Совместное обучение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками осуществлялось в 502 школах края, обучение детей-инвалидов в общеобразовательных классах – в 479 школах.

Индивидуально на дому обучалось 1692 ребенка, из них с использованием дистанционных технологий – 189.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста организовано в 1 специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей-инвалидов (МБДОУ «Детский сад № 54» г. Березники), 4 дошкольных образовательных учреждениях компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в гг. Чайковский, Соликамск, Лысьва, 3 структурных подразделениях для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в специальных общеобразовательных школах и в 349 группах компенсирующей направленности. Инклюзивное образование детей-инвалидов дошкольного возраста организовано в 276 дошкольных образовательных организациях.

В течение 3 лет количество муниципальных районов (городских округов) Пермского края, в которых созданы условия для организации получения услуги дошкольного образования детьми-инвалидами, увеличилось с 23 до 34.

В 2016-2017 учебном году 1603 обучающихся с ОВЗ прошли государственную итоговую аттестации (далее - ГИА), из них 1431 сдали ГИА в форме государственного выпускного экзамена для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования и 10 обучающихся с ОВЗ сдали ГИА в форме государственного выпускного экзамена для обучающихся, освоивших образовательные программы основного среднего образования. Все выпускники успешно сдали ГИА.

Количество выпускников 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 1419.

В системе образования осуществляют деятельность 8 муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в гг. Пермь, Березники, Лысьва, Кунгур, Горнозаводск, Краснокамск, Верещагино, Чусовой.

С целью развития системы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, распоряжением Правительства Пермского края от 25 августа 2016 г. № 243-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Пермского края от 21 января 2011 г. № 7-рп «О создании государственного казенного учреждения Пермского края «Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия» путем изменения типа существующего государственного краевого учреждения «Психолого-медико-педагогическая консультация» создано государственное казенное учреждение Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее - Центр).

Центр оказывает 4 основные услуги: психолого-медико-педагогическое обследование, психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, методическое обеспечение образовательной деятельности, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь. В 2016 году проведено психолого-медико-педагогическое обследование 1227 детей, психолого-педагогическое консультирование 852 обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. В целях обеспечения педагогических работников методическим сопровождением по вопросам обучения, воспитания и профориентации детей с ОВЗ в 2017 году будет проведено 150 семинаров, также в 2017 году Центр планирует оказать коррекционно-развивающую, компенсирующую и логопедическую помощь 200 обучающимся.

В кадровый состав центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи входят: директор, секретарь, главный бухгалтер, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель структурного подразделения, председатель психолого-медико-педагогической комиссии, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, врач-психиатр, медицинский регистратор.

По состоянию на 1 сентября 2016 г. в штате образовательных организаций Пермского края работали: 414 педагогов-психологов, 377 учителей-логопедов, 189 учителей-дефектологов, из них 32 сурдопедагога, 22 тифлопедагога и 135 олигофренопедагогов, 444 социальных педагога, 9 ассистентов-помощников, 16 тьюторов, 53 инструктора по лечебной физической культуре, 143 медицинских работника.

Информация о центрах дистанционного образования:

1. ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи» (краевой Центр дистанционного образования).
2. МБОУ "Школа № 152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Перми.
3. МБОУ "Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Перми.
4. МБОУ "Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" г. Лысьва.
5. МБОУ "Специальная (коррекционная) средняя общеобразовательная школа № 15" г. Чусовой.

Всего школ, осуществлявших дистанционное обучение детей-инвалидов в 2016-2017 учебном году: 113

В учреждениях дополнительного образования детей занимаются 4 176 детей с ОВЗ и 1 227 детей-инвалидов. Дети с ОВЗ занимаются по следующим направлениям программ дополнительного образования:

- техническое творчество (294 чел.);
- спортивно-техническое (31 чел.);
- эколого-биологическое: (247 чел.);
- туристско-краеведческое (195 чел.);
- спортивные (1 232 чел.);
- художественной творчество (1 933 чел.);
- культурологическое (55 чел.);
- другие (344 чел.).

Существующая политика в сфере дополнительного образования в Пермском крае призвана не просто предоставить человеку с ОВЗ определенные льготы и привилегии, но и создать отвечающую современным требованиям образовательную систему. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, игр-путешествий, экскурсий, предметных недель, заочных путешествий, презентаций, выставок, концертов, тематического тестирования, анкетирования, а также дистанционно.

В крае создано несколько центров, где дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Одним из таких центров является государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевой центр физической культуры и здоровья», на базе которого работает структурное подразделение «Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва им. А.В. Третьякова», предоставляющее детям-инвалидам возможность заниматься шахматами, лыжными гонками, баскетболом, настольным теннисом, легкой атлетикой. Еще одним крупным центром является краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Пермский региональный спортивно-тренировочный центр адаптивного спорта», реализующее 543 программы, предусматривающие обучение на этапах начальной спортивно-оздоровительной подготовки, получение спортивной специализации и совершенствование мастерства, в том числе высшего. Кроме того, в Краевом центре физической культуры и здоровья дети занимаются по 39 дисциплинам, среди которых пользуются особой популярностью дзюдо, плавание, настольный теннис, легкая атлетика, армрестлинг.

Доступная среда для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов создана в 229 школах (29% от общего числа), 192 детских садах (30% от общего числа), 120 учреждениях дополнительного образования (45,3% от общего числа).

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ осуществляется по 30 различным профессиям в 25 государственных профессиональных образовательных учреждениях (далее – ПОУ), подведомственных Министерству образования и науки Пермского края (далее – Министерство), и 9 филиалах данных учреждений в 25 муниципальных районах (городских округах) Пермского края.

В 2016-2017 учебном году в 53 ПОУ Пермского края и 5 филиалах этих учреждений по 27 направлениям подготовки (по специальностям и профессиям) обучалось 388 студентов, имеющих статус «инвалид».

Профессиональные образовательные организации Пермского края также принимают участие в государственной программе «Доступная среда». В 2017 году формирование доступной среды, включающее обеспечение условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, ведется в трех ПОУ.

В 2016 году и 2017 годах Пермский край в рамках Соглашения с Министерством образования и науки Российской Федерации получил субсидию (в размере 3002,0 тыс. руб. 3399,8 тыс. руб. соответственно) из средств федерального бюджета на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (БПОО). Такие организации в крае созданы на площадке Пермского филиала краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Краснокамский политехнический техникум» (далее - Техникум) и государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лысьвенский политехнический колледж» (далее - Колледж).

На привлеченные средства, а также средства бюджета Пермского края в Техникуме проведены ремонтные работы по созданию архитектурной доступности зданий, приобретено специализированное учебное оборудование. Колледжем ведутся работы по приобретению рабочих мест для слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениям слуха и слабослышащих людей, студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, оборудования для дистанционного обучения, интерактивных досок, лингафонного и радиокласса и пр. Также будет осуществлена подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и административных работников Колледжа по вопросам инклюзивного образования.

К концу 2017 года доступная среда будет создана в 21 ПОУ (26% от общего числа ПОУ, расположенных на территории Пермского края).

Для повышения доступности и качества среднего профессионального образования специалисты ПОУ, обучающие лиц с ОВЗ и инвалидностью, разрабатывают и реализуют адаптированные образовательные программы и учебно-методические комплексы, с учетом психофизических особенностей студентов.

На регулярной основе в Пермском крае ведется работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов системы среднего профессионального образования по вопросам инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ. В 2017 году за счет средств Министерства обучено 25 педагогических и руководящих работников профессионального образования по теме: «Технологии инклюзивного обучения лиц с ОВЗ на профессиональных образовательных организациях (технологии, в том числе тьюторство)».

Горячая линия по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ
Горячая линия по вопросам незаконных сборов
Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы
Горячая линия по дошкольному образованию
Интернет-приемная
Подать обращение в органы государственной власти Пермского края
Анкетирование "Оценка конкурентной среды в Пермском крае"