Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2. Общее образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3. Дополнительное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
4. Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
5. Высшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
6. Информация о реализации мероприятий в части образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети «Интернет»: http://autism-frc.ru.


Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в Пермском крае на 1 сентября 2020 г.

В Пермском крае создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в Пермском крае создаются межведомственные службы ранней помощи.

По данным мониторинга в 2020 году в Российской Федерации в системе образования функционирует 47 подобных служб, в 2019 году количество служб составило 41. Это свидетельствует об увеличении комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье по минимизации отклонений в состоянии здоровья детей самого раннего возраста.

По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 г. из 163969 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Пермском крае, 8990 детей (5,48 %) являются детьми с ОВЗ (из них 503 детей инвалидов - 0,3 %) и 810 детьми-инвалидами (0,49 %).

В 2020 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, уменьшилось на 1,54 % (в 2019 году – 9131 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов уменьшилось на 30,89 % (в 2019 году – 1172 детей-инвалидов).

В 2020 году количество групп комбинированной направленности составило 871, а компенсирующей направленности – 266, их количество с 2019 года уменьшилось на 25,24 % и 7,32 % (в 2019 году – 1165 групп комбинированной и 287 групп компенсирующей направленности). Это свидетельствует о результативности ранней профилактической помощи.

Все дети с ОВЗ и инвалидностью, заявившиеся на получение услуги дошкольного образования, обеспечены местами в детских садах. Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью составляет 100%.

Ежегодно уменьшается численность необучающихся в общеобразовательных организациях. На начало 2020/21 учебного года таких детей в возрасте 7-18 лет – 5483, что на 83% больше, чем в начале 2019/20 учебного года. Из общей численности обучающихся 5479 (1%) являются обучающимися с ОВЗ, а 689 (12,6%) имеют статус «ребенка-инвалида».

На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 15844 обучающихся с ОВЗ, еще 8899 обучающихся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 60% и 27% соответственно).

Инклюзивно в 2020/21 учебном году обучаются 3079 обучающихся с ОВЗ (из них 590 имеют также статус ребенка-инвалида) и 2489 детей-инвалидов, что на 30% обучающихся с ОВЗ и 30% детей-инвалидов соответственно больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.

Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020 году составило 594 (в них 5479 обучающихся с ОВЗ (из них 689 обучающихся детей-инвалидов). По сравнению с 2019/20 учебным годом количество классов уменьшилось на 9%, а численность обучающихся с ОВЗ в них увеличилась на 9%, нормативное наполнение классов соответствует постановлению от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Кроме того, в 2020/21 учебном году в системе общего образования функционирует 1505 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 8309 обучающихся с ОВЗ (из них 2891 имеют также статус ребенка-инвалида) и 48 детей-инвалидов. Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 31%, численность обучающихся в них увеличилась 29%.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

По итогам 2019/20 учебного года ГИА-11 по русскому языку сдавали 100 обучающихся с ОВЗ, что на 21% больше, чем в 2018/19 учебном году (из них 83 – в форме единого государственного экзамена), по математике – 52 обучающихся с ОВЗ, что на 34% меньше по сравнению с 2018/19 учебным годом (из них 52 – в форме единого государственного экзамена).

Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (далее – Программа «Доступная среда»), объем субсидии по которой в 2020 году составил 11 168 617,81 млн. рублей.

Количество образовательных организаций – участников Программы «Доступная среда» – составило в 2020 году 5, из них 2 дошкольных и 2 общеобразовательных организаций, а также 1 организаций дополнительного образования детей.

По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2020 году:

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 23% (плановое значение – 100%);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 60% (плановое значение – 50%);

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста составит 23% (плановое значение – 100%).

По итогам 2020 года в Пермском крае количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составит 260 (100% от их общего количества при плановом значении 100%), дошкольных образовательных организаций – 260 (100% от их общего количества при плановом значении 100%).

На начало 2020/21 учебного года по программам общего образования на дому обучались 1088 обучающихся с ОВЗ (из них 902 также имеют статус ребенка-инвалида) и 36 детей-инвалидов, что на 51% обучающихся с ОВЗ больше и на 68% детей-инвалидов меньше, чем в 2019/20 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.

В период распространения новой коронавирусной инфекции в Пермском крае все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучались с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных технологий. Согласно указу губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года № 121 с 16 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам обучались дистанционно.

На уровнях общего образования в 2020/21 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 36637 педагогических работника и специалиста: 127 учителей-дефектологов (из них 265 – в дошкольных образовательных организациях), 414 учителей-логопедов (из них 1056 – в дошкольных образовательных организациях), 532 педагога-психолога (из них 934 – в дошкольных образовательных организациях), 434 социальных педагогов (из них 533 – в дошкольных образовательных организациях), 25 тьюторов и 7 ассистентов (помощников).

В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для более 308 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий. Обучение проводилось по следующим темам:

1. Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

2. Актуальные проблемы создания системы ранней помощи детям с ОВЗ. Преемственность раннего и дошкольного образования детей с ОВЗ: механизм реализации

3. Современные коррекционные технологии сопровождения, воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи в дошкольной образовательной организации

4. Современные технологии логопедического сопровождения детей с ОВЗ различных нозологий

5. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в образовательной организации в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума

6. Использование методов нейрокоррекции и арт-педагогики в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

7. Вариативные стратегии преодоления нарушений письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография) у обучающихся

8. Организационные и содержательные аспекты коррекционной работы с детьми ОВЗ

9. Организация и содержание деятельности служб сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации

10. Организация и содержание внеурочной деятельности с обучающимися с ОВЗ

11. Технологии и практики работы с обучающимися с ОВЗ в деятельности учителя

Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее – ДДИ).

Численность детей-инвалидов, проживающих в ДДИ Пермского края, сократилась до 217 человек (на 9%) (с 228 детей-инвалидов в 2019 году). 88% детей-инвалидов и 0% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей. 2 ребенка-инвалида старше18 лет получают профессиональное образование.

На отдых и оздоровление в 2020 году направлено 694 детей-инвалидов и 2312 обучающихся с ОВЗ. Проведены 75 профильные смены для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, в которых приняли участие более 200 детей указанных категорий.

В Пермском крае продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью.

В 2020 году по программам дополнительного образования обучались 15 522 обучающихся с ОВЗ и 3084 обучающихся с инвалидностью, что на 1235 детей больше, чем в 2019 году. В 2019 году по программам дополнительного образования обучались 14 488 обучающихся с ОВЗ и 2885 обучающихся с инвалидностью).

Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 96 человек до 146 (на 34%). Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 575 человека, численность обучающихся с ОВЗ – 2088 человек.

Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО).

В Пермском крае функции БПОО возложены на государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (далее – ГБПОУ) «Краснокамский политехнический техникум» и ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж».

В Пермском крае основные функции БПОО возложены на ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум». В 2020 году определены следующие основные направления БПОО:

  • реализация образовательных программ СПО, программ профессионального обучения, в том числе адаптированных, дополнительных профессиональных программ для обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям;

  • организация сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в Пермском крае в процессе получения ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;

  • предоставление методической и материально-технической (в части предоставления специального оборудования) поддержки профессиональным образовательным организациям Пермского края для инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • повышение квалификации педагогов по вопросам инклюзивного профессионального образования;

  • консультирование инвалидов, лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения среднего профессионального образования и профессионального обучения;

  • профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в целях выбора ими профессии/специальности с учетом их способностей и склонностей.

  • Задачи БПОО:

  • развитие профессионального инклюзивного образования при реализации образовательных программ СПО, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ для обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных технологий;

  • профориентационная работа с обучающимися, имеющими инвалидность и/или ограниченные возможности здоровья;

  • разработка и реализация эффективных механизмов трудоустройства выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ;

  • профессиональная и социальная адаптация обучающихся инвалидностью и лиц с ОВЗ;

  • создание информационного пространства для трансляции деятельности БПОО;

  • совершенствование материально - технических условий для обеспечения безбарьерной среды для обучающихся с заболеваниями различной нозологии.

БПОО руководствуется в своей деятельности нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы инклюзивного образования, принятыми на уровне Российской Федерации, Пермского края и образовательных организаций.

В 2019 году разработана программа развития БПОО, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Программа рассчитана на 2 года (2019-2021г.г.).

В 2020 году актуализировано положение БПОО в соответствии с Типовым положением о деятельности БПОО, утвержденным 28.01.2020 года методическим советом Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО.

В БПОО обеспечена физическая и информационная доступность для обучающихся различной нозологии: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Доля обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ от общего количества обучающихся в БПОО по всем формам обучения составляет 37%.

БПОО в 2020 году реализует 5 адаптированных образовательных программ (далее – АОП): одна программа по подготовке квалифицированных рабочих и служащих СПО для обучающихся с нарушением слуха, четыре АОП - по программам профессионального обучения для обучающихся с ментальными нарушениями. В БПОО разработаны локальные акты, регламентирующие применение особых требований к реализации адаптированных образовательных программ. Для обучения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования.

100% педагогического состава БПОО прошли курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования в СПО, в том числе члены администрации и учебно-вспомогательного персонала.

В БПОО организована социально-психологическая служба для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, а также работа узких специалистов: переводчик-дактилолог, социальный педагог, специалист по обслуживанию специальных технических средств, преподаватель адаптивной физической культуры, оператор подъемной платформы, тьюторы.

В БПОО создан волонтерский отряд, деятельность которого направлена на помощь обучающимся с инвалидностью и ОВЗ.

В 2020 году определена одна из основных задач в деятельности БПОО - трудоустройство обучающихся с инвалидностью. Выпускникам-инвалидам оказывается содействие при трудоустройстве. Эта работа осуществляется службой содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций (http://zutt.su) во взаимодействии с центрами занятости населения городов и районов края, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

На сайте ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» в разделе «Служба содействия трудоустройству выпускников» представлены возможные вакансии для трудоустройства. В 2020 году количество партнеров по трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ составляет более 11 предприятий и учреждений Пермского края.

Разработан Индивидуальный план сопровождения обучающегося с инвалидностью по трудоустройству, который включает комплекс мероприятий по нескольким направлениям.

Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью осуществляется ежеквартально. Подписано Соглашение с центром занятости города Перми о сотрудничестве в трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Ежегодно утверждается план предпрофильной и профильной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. БПОО проводит профориентационные встречи с обучающимися школ, с родителями, активно взаимодействует с центрами занятости г. Перми и Пермского края.

БПОО является активным участником конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс». Обучающиеся ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» принимали участие в 7 компетенциях «Абилимпикс», есть призовые места. На площадке БПОО организована работа Специализированного центра компетенции Абилимпикс по компетенции «Брошюровка и переплетное дело».

РУМЦ СПО создаются с целью консультационного, экспертного и методического сопровождения на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам.

На территории Пермского края РУМЦ СПО не функционируют.

Пермский край принимает в 2020 году участие в мероприятиях национального проекта «Образование», посвященных образованию обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 2 отдельных образовательных организациях (0 организаций в 2019 году, 2 организации в 2020 году), которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей (в 2019 году – 0 рублей).

За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям). Кроме того, были оборудованы: помещения для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств обучения).

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 57% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс»и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

С 21 по 23 октября 2020 году в очно-дистанционном формате в Пермском крае был проведен V региональный конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в котором приняли участие 128 участников в возрасте от 14 до 65 лет.

По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на 1 октября 2020 г. занятыми являются 83,1% участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2019-20 года (из них трудоустроены – 27 человек (25%), продолжают обучаться – 42 человека (38,9 %).

Сделать вывод по итогам справки.

Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 2 отдельных образовательных организациях, которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей.

За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям). Кроме того, были оборудованы: помещения для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств обучения).

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 57% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс»и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

В Пермском крае создана структура инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях (далее – ПОО), реализующих программы СПО и программы профессионального обучения, основной целью деятельности которой является формирование специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ. В задачи которой входит профориентационная работа с обучающимися в общеобразовательных организациях, абитуриентами, сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их социокультурная реабилитация, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, реализация программ дистанционного обучения инвалидов, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, развитие безбарьерной среды в образовательной организации, обеспечивающего равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совершенствуются условий для получения среднего профессионального образования и профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ независимо от места проживания обучающихся. В 45 ПОО, подведомственных Министерству образования, и 12 филиалах ПОО, расположенных в муниципальных районах (городских округах) Пермского края, обучаются лица, имеющие статус «инвалид» и «ребенок-инвалид» более чем по 104 программам СПО. В 24 ПОО и 12 их филиалов реализовывают 39 основных программ профессионального обучения со сроками обучения 10 месяцев, 1 год 10 месяцев и 2 года 10 месяцев.

Повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в системе среднего профессионального образования.

Горячая линия по выплатам за классное руководство
Горячая линия по горячему питанию для младших классов
Горячая линия Министерства образования и науки Пермского края по ЕГЭ
Телефон доверия ЕГЭ
Телефон горячей линии Рособрнадзора
Социальный калькулятор
Горячая линия по вопросам безопасности образовательных учреждений
Единое консультационное окно для индивидуальных предпринимателей
Горячая линия для родителей по дошкольному образованию
Горячая линия по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ